При выборе устройств и оборудования для лечебно-профилактических учреждений важно учесть санитарно-эпидемиологические правила и требования. Они касаются любых медицинских объектов – от клиники до больницы и многофункционального центра. Правила устанавливаются компетентными органами на нормативном уровне. Они касаются всех сфер работы учреждений и регламентируют:
- санитарную обработку;
- питание пациентов в больницах;
- процесс монтажа оборудования;
- расстановку мебели в помещениях.
Соблюдение требований проверяется – регулярно в учреждениях проводятся экспертные комиссии. Отказаться от соблюдения правил нельзя.
Оснащение и оборудование на объекте
В каждом медицинском учреждении осуществляется процесс организации пространства. Выбирая мебель, нужно руководствоваться несколькими принципами:
- Правила регламентируют количество кроватей в отделении. Оно рассчитывается с учетом гигиенических норм. В одном помещении не должно быть больше четырех кроватей. Исходя из этого, устанавливается необходимое количество медицинских тумб, стульев. Санитарные правила и санитарно-эпидемиологические требования нарушают только в критических случаях, когда альтернативы нет. Это касается периодов эпидемий, природных катастроф. Превысить число кроватей в палате можно лишь временно – пока не будет создан альтернативный пункт.
- В отделении должны быть различные каталки для транспортировки пациентов, а также тележки. Тележки бывают многофункциональные и специализированные. В большинстве случаев нареканий к многофункциональным не возникает.
- Правила и требования санитарно-эпидемиологической безопасности предписывают подбирать мебель, которая отлично переносит регулярные уборки, дезинфекцию. Изделия не должны портиться от различных агрессивных веществ, растворов.
- Палаты нужно очищать от микроорганизмов, проводить бактериальную очистку. Для этого используется ультрафиолет. В отделении должны быть ультрафиолетовые лампы и специализированные установки. Обеззараживание позволяет свести к нулю риск инфекций, больничных эпидемий.
- Помещения для медицинского персонала тоже подлежит проверке. Существуют санитарные правила и санитарно-эпидемиологические требования к таким объектам. В помещениях для работы и отдыха тоже должна проводиться бактерицидная обработка. В отделении должно присутствовать необходимое для этого оснащение.
Одно из важнейших требований к помещениям – простота обработки и уборки. Важно, чтобы при необходимости инициировать бактерицидную очистку помещения можно было в считанные минуты. В регламенте также указаны другие детали:
- наличие специальных кабин для душа в отделении;
- наличие комнат, рассчитанных исключительно на личную гигиену сотрудниц;
- определенное количество шкафов с учетом количества сотрудников.
Правила и нормативы для отдельных помещений
Санитарные правила определяют санитарно-эпидемиологические требования не только к объектам в целом, но и к отдельным помещениям. Это особенно касается лечебных отделов. Если в клинике предусмотрен солярий, то он должен быть под наблюдением медсестры. Это предотвратит любые инциденты. Мужские туалеты должны быть оборудованы не только унитазами, но и писсуарами, причем писсуаров должно быть не меньше, чем унитазов. В женских туалетах нужны душевые кабины – это гигиенические требования. Отделения ЭКО оснащают писсуарами и умывальниками.
В отделениях, где пациенты проходят реабилитацию, разработаны особые требования к расположению предметов интерьера. Всю мебель нужно расположить таким образом, чтобы при необходимости можно было быстро и эффективно провести уборку. Это не только облегчает труд специалистов, которые занимаются клинингом в подобных помещениях, но и облегчает жизнь больным. Длительная уборка напрягает пациентов и мешает сотрудникам заниматься врачебной деятельностью.
Персонал и пациенты не должны иметь общих туалетов. Это правило нужно неуклонно соблюдать. Особые требования разработаны для выбора отделочных материалов. В медицинских учреждениях используются только те материалы, которые разрешены. Поэтому перед ремонтом стоит уточнить список отделочной продукции, допущенной к использованию.
Если в помещении высокий уровень влажности, то для отделки подбираются специальные материалы, устойчивые к влаге. Это касается таких помещений, как сауны. процедурные, физиотерапевтические кабинеты (в некоторых случаях), прививочные. Стойкость к влаге должна быть вообще любая мебель, которая используется в медицинских учреждениях. Кроме того, мебель также подбирают с учетом того, насколько легко она переносит дезинфицирующие средства, механическую нагрузку.
Как выбрать мебель для учреждения
Правила и нормативы санитарно-эпидемиологических требований легче соблюдать, если выбирать специализированную мебель. Это касается шкафов, тумбочек, кроватей, стульев, столиков и вообще любых предметов интерьера, которые можно найти в палатах, кабинетах врачей, отделениях. Изделия заранее создаются с учетом всех санитарных требований. Качественная медицинская мебель получает соответствующие сертификаты и проходит регистрацию. Этого достаточно, чтобы ее признали пригодной для эксплуатации.
Согласно правилам, мебель должна легко очищаться от загрязнений и не портиться от дезинфицирующих средств, бактерицидной обработки. Современная медицинская мебель изготавливается из полимеров, биламината, а в основании имеет стальной каркас. Она выдерживает любые испытания и служит в течение многих лет. Изделия не впитывают неприятных запахов и пятен. Они не теряют изначального цвета от солнечных лучей, ультрафиолета, обработки. Сложно найти более практичное решение для больничного отделения, клиники, санатория. Часто больничную мебель предлагают известные бренды.